Наш маршрут показан на карте внизу; мы побывали только в центральной и северной Новой Мексике. Начинали и заканчивали мы свое путешествие в Альбукерке (Albuquerque) и далее посетили Санта Фе (Santa Fe) – Национальный монумент "Скалы-Палатки" (Tent Rocks NM) – Лос Аламос (Los Alamos) – Национальный монумент "Бандельер" (Bandelier NM) – Таос (Taos) – Ранчо Призрак (Ghost Ranch) – Пик Ангела (Angel Peak ) – Пустошь Бистай (Bisti Badlands) – Национальный монумент "Плохая земля" (El Malpais NM). Наш маршрут, пройденный в декабре 2019 г., обозначен на карте синей линией, двигались мы против часовой стрелки.
Вблизи города Лос Аламос, в каньоне Фрихолес, расположен Национальный монумент Бандельер (далее в тексте - НМ Бандельер). Он назван именем Адольфа Бандельера, который с 1880 г. активно занимался археологическими и этнографическими исследованиями индейских культур юго-запада США, Мексики и Южной Америки. На этом месте в течение многих веков проживали предки современного индейского племени пуэбло. По оценкам ученых, в середине 15-го века в каньоне Фрихолес обитало примерно 550 человек – суммарно в нескольких поселениях. Только одно из них раскопано и представлено посетителям НМ Бандельер – деревня Tyuonyi.
Фото 62. Раскопки индейской деревни Tyuonyi
Это было одно-двухэтажное круговое жилище для примерно 100 человек, с приблизительно 400-ми маленькими помещениями, большинство из которых предназначались для хранения запасов и содержания домашней птицы (индеек). Доступ в помещения осуществлялся через их крышу с помощью приставных лестниц (фото 63 и 64).
Фото 63. Раскопки индейской деревни Tyuonyi (Источник: Terrystrais.blogspot.com)
Фото 64. Модель: так могла выглядеть индейская деревня Tyuonyi (Источник: Worldpress.com)
В центре любого индейского поселения всегда были церемониальные сооружения – кивы. В деревне Tyuonyi их было три. В парке Бандельер представлена и отдельно стоящая кива (фото 65). Эта кива была полуподземным сооружением, сверху покрытым крышей из бревен, обмазанных глиной . Вход в киву осуществлялся через отверстие в крыше. Изнутри кива выглядела примерно как на фото 66 и выполняла роль храма при проведении обрядов. Но не только. В кивах принимались все важнейшие решения племени, передавали опыт молодым. До сих пор в индейской культуре кивы считаются священными местами.
Фото 65. Индейская кива в НМ Бандельер
Фото 66. Типичное устройство индейской кивы (Источник: Flickr.com)
Помимо руин наземных сооружений, в Бандельер можно посмотреть и на скальные жилища древних индейцев. Порода, из которой сложены стены каньона Фрихолес - это вулканический туф, материал довольно мягкий. Это несколько облегчало индейцам задачу создания внутрискальных жилищ. В некоторые из них любопытные туристы могут заглянуть.
Фото 67. Входы во внутрискальные жилища индейцев
Часто к внутрискальным помещениям пристраивали дополнительные каменные комнаты, используя скалу в качестве задней стены. Горизонтальные ряды отверстий на фото 69-71 показывают, где у этих пристроек был потолок, через который, скорее всего, и был доступ внутрь жилища. На скале (фото 71) также виден геометрический рисунок, сделанный индейцами на задней стене одной из комнат. В Бандельере также сохранилось большое количество петроглифов в самых разных местах.
Фото 69. Следы пристроек к внутрискальным помещениям
Фото 70. Следы пристроек к внутрискальным помещениям
Фото 71. Геометрический рисунок, сделанный индейцами на задней стене одной из комнат
Конечно, это все было интересно увидеть, и культура малых народов должна сохраняться. С другой стороны, при мысли о том, что в это же самое время, когда создавались эти индейские «живопись и архитектура», в Европе началась эпоха Возрождения с соответствующими всемирно известными шедеврами, все политкорректные соображения как-то отступают.
Индейские руины, подобные тем, что представлены в НМ Бандельер, нам приходилось видеть и в других местах, например, в штате Аризона. Но один объект в Бандельер нас по-настоящему удивил и запомнится надолго. Это дом-ниша (Alcove House) - индейское жилище, созданное в углублении скалы (почти пещере) на высоте около 400 м от дна каньона. Когда-то там жили, как считается, около 25 индейцев племени пуэбло. Там же реконструирована кива (видна на фото 72 и 76). Сейчас туда карабкаются по лестницам туристы-энтузиасты.
Когда тропа нас вывела к месту, откуда открылся вид на дом-нишу, первая мысль была: «А нам туда надо?» Потом все-таки решили попробовать подняться, имея в виду, что в любой момент можно развернуться назад. Наверх ведут 4 пролета деревянных лестниц (прикреплены намертво к каменным поверхностям, подтверждаем), плюс еще n-ое количество каменных ступенек (фото 74 и 75). Короче, мы справились. Наградой были чувство гордости собой и отменные виды на каньон, открывающиеся сверху.
Фото 74. На пути в дом-нишу
Фото 75. На пути в дом-нишу
Фото 76. В доме-нише с кивой
Рио Гранде – главная река в Новой Мексике и пятая по протяженности (3060 км) в Соединенных Штатах. Исток реки расположен в горах Сан-Хуан, в штате Колорадо (карта/фото 77), на высоте 3700 м над уровнем моря. Пройдя 280 км своего пути в Колорадо, Рио Гранде затем течет 760 км по территории Новой Мексики, почти строго на юг. В техасском Эль-Пасо река меняет направление на юго-восточное, становится границей между Мексикой и США (в штате Техас) и в конце концов впадает в Мексиканский залив.
Сразу скажем, что несмотря на громкое название (в переводе с испанского - Большая река) и протяженность, транспортная роль Рио Гранде минимальна. Крупные суда по ней, даже в низовьях, перестали ходить еще с середины прошлого века. «Большую реку» погубил интенсивный водозабор на нужды сельского хозяйства. Так что сильного впечатления эта река в Новой Мексике не производит (за исключением, пожалуй, двух каньонов – об этом ниже), несмотря на своё название.
Мы свое путешествие начинали в Альбукерке и двигались оттуда севернее, поэтому нам «досталось» наблюдать Рио Гранде только в небольшой ее части. Тем не менее, мы пересекли эту реку несколько раз в различных местах и увидели ее разной. По дороге из Альбукерка в Санта Фе Рио Гранде выглядит почти как равнинная река, не слишком глубокая и широкая (фото 78-79).
Фото 78. По дороге из Альбукерка в Санта Фе Рио Гранде выглядит почти как равнинная река
Фото 79. Рио Гранде между Альбукерком и Санта Фе
Намного более впечатляюще Рио Гранде смотрелась в районе Лос Аламоса, точнее – со смотровой площадки в городке Белая скала (White Rock). Это поселение – спальный район работников Лос-Аламосской национальной лаборатории. "Большая река" в этом месте течет по каньону Белая скала (White Rock Canyon) глубиной до 300 м (фото 80-81).
Фото 80. Каньон Белая скала (White Rock Canyon)
Фото 81. Еще один вид на каньон Белая скала
Совершенно фантастически этот каньон выглядит на панорамной фотографии из Википедии (фото 82):
Фото 82. Панорамный вид каньона Белая Скала (Источник: Wikipedia)
Но самым запоминающимся стал вид Рио Гранде в районе Таоса, в ущелье Рио Гранде (Rio Grande Gorge). Ущелье это на севере начинается у границы со штатом Колорадо и тянется по территории Новой Мексики на 80 км сквозь базальтовые породы плато Таос. Самые лучшие виды на ущелье открываются с построенного через него моста. Проще всего туда добраться - из Таоса, но мы ехали иначе – с юга, по дороге, проложенной западнее ущелья через вулканическое поле Плато Таос, с полным отсутствием какой-либо человеческой деятельности вокруг и с абсолютно лунными пейзажами. Описанное довольно хорошо передает фото 83. Позже мы прочитали, что в 1971 г. здесь тренировали астронавтов перед предстоящими полетами на Луну, поскольку местные поверхности очень напоминают лунные.
В какой-то момент мы увидели пролеты моста (фото 84), но реку смогли увидеть только после того, как запарковали машину и пришли непосредственно на мост (фото 85-86). Дело в том, что в этом месте река течет в глубоком и узком ущелье. В районе моста его глубина достигает 240 м. Пешеходные дорожки с несколькими выступами в сторону реки – для фотографирования – сделаны с обеих сторон моста. Виды на реку отсюда сильно впечатляют и требуют устойчивой нервной системы. Видимо, здесь нередки самоубийства, поэтому на мосту в нескольких местах установлены боксы с телефоной связью, на которых написано: «Надежда есть. Позвони» (фото 87).
Фото 84. Вид на мост над ущельем Рио Гранде
Фото 85. Вид на ущелье Рио Гранде с моста
Фото 86. Ещё один вид с моста
Фото 87. Надежда есть. Позвони
Этот мост через Рио Гранде был построен в 1965 году и получил приз Американского института стальных конструкций как самый красивый стальной мост с большим пролетом. Он арочный и его длина – 390 м, и это не просто мост через реку: он соединяет края геологического разлома, называемого Рио Гранде рифт. Русло "Большой реки" на значительном участке совпадает с этим разломом в земной коре. На фото 88 вид с моста в сторону Таоса, куда мы и направились дальше.
Фото 88. Вид с моста через ущелье Рио Гранде в сторону Таоса
Таос – небольшой городок (менее 5 тыс. жителей), который некоторые называют «Санта Фе в миниатюре». Сходство между ними, безусловно, есть. В то же время, у Таоса и своя собственная история, и свои «фишки». Нам он очень приглянулся.
Таос, расположившийся в предгорьях самых высоких пиков в Новой Мексике, прежде всего известен как город-магнит для художников и писателей. Творческая колония здесь начала формироваться в конце 19-го века. Тогда два художника из Денвера, чья повозка неожиданно вышла из строя, были вынуждены задержаться в этих местах, как казалось, на некоторое время, но осели навсегда. Позже они создали Общество художников Таоса, что положило начало массовому притоку в эти края различных творческих личностей. Действительно, город сейчас поражает количеством художественных музеев и галерей, но об этом чуть позже.
А пока начнем с исторической площади города – Taos Plaza. Именно отсюда стал развиваться город Таос, когда в 1796 году король Испании подписал Указ о выделении здесь земли 63-м испанским семьям. Дома построили в виде прямоугольника вокруг большой площади (именно она теперь называется Taos Plaza), создав поселение, похожее на крепость. Вход в поселение был только один, и он охранялся часовыми день и ночь. Все это требовалось, чтобы защититься от частых набегов индейцев, сопротивлявшихся испанской колонизации и искавших легкие варианты добычи провизии. По ночам поселенцы использовали площадь как загон для скота. Здесь же они раскладывали свои товары во время проведения торговых ярмарок.
Окружащие площадь дома неоднократно горели, и то, что мы видим сейчас – сооружения примерно столетней давности. Естественно, сплошного периметра домов вокруг площади теперь не существует (фото 89). Сейчас Taos Plaza – центр исторического района Таоса с большим количеством магазинчиков и галерей, место проведения разных общественных мероприятий (фото 90-91).
Фото 89. План-схема Taos Plaza (Источник: taos.org)
Фото 90. Современная Taos Plaza
Фото 91. Одна из сторон Taos Plaza
Постройки в стиле пуэбло – повсеместно в Таосе (фото 92-101). Естественно, создавались они в разное время и с использованием разных материалов. Но стиль и тональность окраски зданий сохраняются везде. Выглядит очень симпатично.
Фото 92. Галереи и магазины в центре Таоса
Фото 93. Галереи и магазины в центре Таоса
Фото 94. Галереи и магазины в центре Таоса
Фото 95. Галереи и магазины в центре Таоса
Фото 96. Бывшая часовня, переделанная в художественную студию
Фото 97. Жилые постройки на La Loma Plaza, старинной площади, не оккупированной торговлей
Фото 98. Жилые постройки на La Loma Plaza
Фото 99. Жилые постройки на La Loma Plaza
Фото 100. Современная церковь в центре Таоса
Фото 101. Здание банка в центре Таоса
А это (фото 102-103) - один из многочисленных музеев Таоса, так называемый Фешин Хаус (Fechin House). Николай Фешин – русский художник, родившийся в Казани в 1881 г. Учился у Репина, который однажды охарактеризовал его как «наиболее талантливого в числе современных живописцев». В 1923 году вместе с женой и дочерью эмигрировал в Штаты и поселился в Нью-Йорке, где вскоре стал модным портретистом.
Когда Фешину поставили диагноз “туберкулез” и посоветовали сменить климат, он, по рекомендации одного из своих друзей, в 1927 г. переехал в Таос. Здесь был куплен участок земли, и началось строительство дома и студии. Их архитектором стал сам Фешин, а его замыслы осуществляла интернациональная бригада местных мастеров. За основу был выбран традиционный для этих краев архитектурный стиль пуэбло с его плавными линиями глинобитных стен, декоративными деревянными балками и т.д. Но как творческая натура, Фешин привнес в строительство своего нового жилища новые для этих мест элементы, привычные для него по его российскому прошлому и нужные ему как художнику: высокое крыльцо с витыми деревянными полуколоннами, большие окна, целиком застекленную одну из стен в студии, русские печки ...
Фото 102. Дом-музей Фешина
Вся обстановка дома Фешина была сделана его руками: он был и столяром, и плотником, и резчиком по дереву. Все эти двери и шкафчики, столы и стулья, сундуки и буфеты с изображением диковинных орнаментов, растений, птиц и фантастических зверей, - все это работы Фешина (фото 104-108). Студий в доме было две – в одной хозяин писал картины с раннего утра до полудня (пока был хороший свет), в другой работал по дереву. Как мы поняли из общения с сотрудниками музея, именно резные детали интерьера и вручную сделанная мебель больше всего поражают американцев в этом доме. Здесь же выставлены инструменты, которыми он работал (фото 109).
Фото 106. Работа по дереву Николая Фешина
Строительные работы и обустройство дома продолжались почти шесть лет, и когда почти все было завершено, семья распалась: жена Фешина подала на развод. Художник с дочерью уехал в Нью-Йорк, а позже – в Калифорнию, и никогда больше не вернулся в Таос. Дом в Таосе достался жене Фешина, а после ее смерти туда переехала их дочь Ия. Она открыла здесь музей и была его хранительницей более 20 лет, вплоть до своей смерти в 2002 г. С тех пор дом Фешина принадлежит Художественному музею Таоса.
Хотя многие работы Фешина, оставшиеся в доме после его отъезда, бывшая жена художника продала ради получения средств к существованию, в музее Таоса сохранилось несколько его замечательных работ. Это, прежде всего, портреты (в том числе портреты дочери и жены - фото 110-112). Самая большая коллекция картин Фешина в Америке сейчас на ходится в Frye Art Museum в Сиэтле, а в России – в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Много его работ - в частных коллекциях. Умер Фешин в 1955 г. в Калифорнии – в бедности и одиночестве. В 1976 г., согласно его завещанию, был перезахоронен в одной могиле с отцом на Арском кладбище в Казани.
Свое имя город Таос получил от одноименного названия индейской деревни Таос Пуэбло (Taos Pueblo), расположенной примерно в пяти километрах севернее города. Это до сих пор действующее поселение народа пуэбло считается одним из самых старых на территории США, в котором люди проживают постоянно уже около тысячи лет. По оценкам, нынешние сооружения деревни были построены в 11-15 веках с некоторыми более поздними добавлениями. Видимо, будет уместно заметить, что многократно используемый в тексте термин «пуэбло» имеет несколько значений: это и группа индейских народов Юго-Запада США; это и тип традиционного поселения (с исп. pueblo – деревня) индейцев пуэбло; это и архитектурный стиль, популярный в юго-западной части США, о котором мы уже неоднократно упоминали выше.
С 1992 года Taos Pueblo имеет статус объекта всемирного наследия Юнеско. Купив билет, в эту деревню можно попасть на экскурсию в сопровождении местного жителя-индейца, что мы и сделали.
Taos Pueblo с ее многочисленными разноэтажными строениями расположилась по обе стороны небольшой речки в предгорьях массива Sangre de Cristo (Кровь Христа) – фото 113. Считается, что большой многоэтажный жилой корпус деревни на фоне гор – один из самых фотографируемых объектов в США. Нельзя сказать, что он выглядит очень красиво, но впечатление производит - фото 114-115.
Фото 113. Taos Pueblo в предгорьях массива Sangre de Cristo
Фото 114. Многоэтажный жилой дом в Taos Pueblo
Фото 115. Многоэтажный жилой дом - вид с другой стороны
Это мощное сооружение с толстыми глинобитными стенами, чем-то напоминающее крепость. Действительно, оно строилось народом пуэбло с мыслями об обороне от индейцев других племен, совершавших частые набеги. В доме были маленькие окна и вплоть до начала 20-го века не было дверей. Попасть внутрь помещений всех этажей можно было только через отверстия в крышах по приставным лестницам. В случае опасности наружные лестницы втягивались внутрь помещений. Приставные лестницы используются и сейчас – для попадания на верхние этажи – фото 116.
Фото 116. Приставные лестницы - важный элемент индейского дома
Сейчас в деревне постоянно проживают около 150 человек, и община известна своей замкнутостью и консерватизмом. В пуэбло запрещено использование электричества и водопровода, и единственным источником воды для питья и приготовления пищи служит местная речка. Кстати, вот эти маленькие глиняные домики в форме ульев на фото 115 – это не конуры для собак, как мы вначале подумали. Это печки для приготовления пищи.
В деревне также имеются сооружения, напоминающие об истории взаимотношений индейцев пуэбло с испанскими колонизаторами. Белые люди в этих краях появились в 16-м веке, и поначалу отношения с ними были дружескими. Проблемы начались, когда индейцев начали вытеснять с хороших земель, обязывали их часть времени работать на испанских поселенцев, когда им стали запрещать отправлять их традиционные религиозные обряды и стали насильственно обращать в христианство. Это вызвало сильное сопротивление, и в 1680 году индейцы пуэбло оказались в центре кровавого и разрушительного восстания (Pueblo Revolt), которое на 12 лет избавило их от испанского присутствия. В 1696 г. попытка восстания повторилась, но испанцы снова вернулись.
Когда в 1847 году территория Нью-Мексико по итогам американо-мексиканской войны была присоединена к США, местные индейцы с этим не согласились. Их очередное восстание было подавлено американскими войсками, а мятежники укрылись в церкви в Taos Pueblo. Церковь вместе с людьми была уничтожена артиллерийским огнём и последующим пожаром, а её руины индейцы сохранили до сих пор (на фото 117 – кладбище в Таос Пуэбло с разрушенной американской артиллерией католической церковью, построенной испанскими иезуитами).
Фото 117. Кладбище в Taos Pueblo с разрушенной американской артиллерией католической церковью
Результатом многовековой непокорности индейцев пуэбло стало отвоеванное ими право относительной автономии и возможность сохранить свои племенные традиции. Сейчас в Taos Pueblo мирно сосуществуют и католическая церковь (фото 118), и кива, где индейцы практикуют свою древнюю религию.
Фото 118. Действующая католическая церковь в Taos Pueblo
Один из лучших художественных музеев Таоса – музей Харвуд (Harwood Museum of Art). Уже в начале 20-го века Таос начал завоевывать титул “художественной Мекки Америки”, непрерывно привлекая многих новых художников своими необычными ландшафтами и удивительно ровным и ярким светом этих мест. Примеру собратьев по цеху последовала и семья художников Харвудов, поселившихся в центре Таоса. После смерти хозяев их дом приобрел Университет Новой Мексики, и теперь там работает музей Харвуд. Дизайн здания музея создавался около 100 лет назад под влиянием архитектуры Таос Пуэбло (фото 119).
Фото 119. Здание музея Харвуд (Harwood Museum of Art)
Коллеция музея отражает мультикультурное наследие региона (испанская коллекция, индейское искусство, работы Общества художников Таоса, современное искусство, фотографии и т.д.). Но нас удивила даже не постоянная экспозиция, а две временные выставки.
Во-первых, выставка керамики Сюзан Фолвелл (Susan Folwell). Это индейская женщина, выросшая в одной из местных деревень в семье с многолетними гончарными традициями. Ее керамика настолько искусно выполнена, что даже при ближайшем рассмотрении практически нельзя догадаться, что эти изделия выполнены целиком из глины (фото 120-122).
Фото 121. Изделия Сюзан Фолвелл - целиком из глины
Вторая выставка, нас удивившая - творения Дина Пулвера (Dean Pulver). Он работает с деревом, и его фантазия создает такие произведения, которые, по законам физики, кажется, существовать не могут (фото 123-125).
Фото 123. Деревянные творения Дина Пулвера
Фото 124. Деревянные творения Дина Пулвера
Фото 125. Деревянные творения Дина Пулвера
Очень неплохой музей (Millicent Rogers Museum) работает на базе коллекции, собранной Милисент Роджерс – внучкой одного из основателей Стандарт Ойл. Она прожила в Таосе около 5-ти лет и очень увлекалась индейским и испанским искусством. Но что очень выделяет этот музей среди подобных, так это большая коллекция ювелирных изделий, выполненных местными мастерами-индейцами. Особенно много украшений из бирюзы (фото 126-128).
Все путеводители рекомендуют проехать по "Зачарованному кольцу" (Enchanted Circle) – вокруг самых высоких пиков Новой Мексики. Это 134-километровый круговой маршрут через горы, долины, леса, небольшие городишки. На нас это путешествие большого впечатления не произвело, хотя некоторые пейзажи были и симпатичные (фото 129).
Фото 129. На "Зачарованном кольце" (Enchanted Circle)
Пожалуй, больше всего из этой круговой поездки запомнились эпизоды, когда мы съехали на дорогу, ведущую к новому горному курорту «Лыжная долина Таоса» (Taos Ski Valley). Все увиденное там напомнило альпийские городки в Швейцарии - с шале, подъемниками, многочисленными лыжниками и обильным снегом (фото 130-131).
Фото 130. На горном курорте «Лыжная долина Таоса»
Фото 131. На горном курорте «Лыжная долина Таоса»